Нужна ли CRM для малого бизнеса?
Прежде, чем перейти к обсуждению вопроса по сути, полезно вспомнить, что кроется за аббревиатурой CRM. В этих трёх буквах зашифрованы слова Customer Relationship Management, что в переводе с английского означает: управление взаимоотношениями с клиентами. Теперь всем абсолютно понятно, о чем далее пойдёт речь.
Может ли процветать бизнес, не учитывающий интересы клиентов? Вопрос излишний! А коль так, то подход к отношениям с ними должен быть грамотный, основанный на современных компьютерных и информационных технологиях. Только так можно достичь максимального эффекта.
Ведь это не только программа — это набор инструментов для работы с информацией. Владея им, можно учесть персональные вкусы и предпочтения каждого клиента, систематизировать эту информацию, что станет основой для дальнейшей автоматизации, оптимизации и повышения эффективности всех процессов, направленных на сотрудничество с клиентами.
CRM-системы могут обладать множеством функций. Назовём лишь некоторые из них:
- управление контактов с клиентами,
- управление продажами,
- продажи по телефону,
- управление временем,
- управление маркетингом.
Всего таких функций может быть одиннадцать. CRM-система может содержать как все 11 функций, так и только некоторые из них. От количества функций, которые способна обеспечить система, зависит стоимость конкретного программного продукта.
Спору нет: малому бизнесу очень нелегко конкурировать с крупным. Ведь экономические законы для них одинаковы: борьба за рынки сбыта, за клиента, а людские и финансовые ресурсы зачастую несопоставимы.
Если сфера деятельности малого предприятия ограничивается селом, небольшим городом, районом, где каждый клиент, его вкусы и запросы хорошо известны, нужно подумать и посчитать, прежде чем внедрять CRM-систему даже частично. Скорее всего, в этом нет резона.
А вот:
- региональным производителям, которые реализуют свою продукцию через торговые точки или мелкооптовые базы,
- мелкооптовым фирмам,
- компаниям, предоставляющим разного вида услуги и работающим в условиях жесточайшей конкуренции —
этим структурам без использования CRM — систем добиваться успеха будет всё труднее и труднее.
Понятно, что перечисленные представители малого бизнеса не могут приобретать дорогостоящие многофункциональные программные продукты CRM — систем именитых производителей. Их вполне устроят более дешёвые программы, обладающие несколькими, наиболее необходимыми функциями, например Unicloud Business 365.